БМП 1

бмп

Боевая машина пехоты (БМП)

- является гусеничной боевой машиной, с мощным вооружением, броневой защитой, обладающей высокой маневренностью. Она предназначена для повышения мобильности, вооруженности и защищенности мотострелковых подразделений, действующих на поле боя.

 
Главная
БМП 1

История создания


бмп 1 история создания

Опытная колесно-гусеничная БМП "объект 911"


В большинстве источников, которые мне попадались и повествовали о БМП-1, история создания этой машины звучала примерно одинаково; «БМП-1 была создана в начале 1960-х годов на ЧТЗ под руководством Павла Исакова». Это все так, но не совсем.

На заре моей лейтенантской юности среди военных ходила байка о том, что, якобы, БМП-1 была разработана женщиной. Вроде как она проектировала какой-то вездеход для нефтяников Сибири и геологов, проект этот стал известен военным и его (вместе с конструктором) забрали под БМП. В те далекие 1970-е мы немного знали о конструкторах самолетов и совсем ничего не знали о конструкторах современных (по тому времени) танков, ракет, кораблей и т.д. Поэтому версия о создательнице БМП звучала красиво, и хотелось в это верить. Тем более что формы новой боевой машины отличались изяществом и красотой, поэтому многим верилось, что такую красивую машину могла создать только женщина.

Нисколько не хочу умалить заслугу женщин- конструкторов, создавших немало образцов вооружений или систем для них, но официальная версия создания БМП-1 не- сколько иная. Впрочем, такое творение как боевая машина - это труд не конструктора-одиночки, а целого коллектива талантливых конструкторов, среди которых трудилось немало женщин, часто подсказывающих самые неожиданные решения выхода из тупиковых ситуаций.

В середине 1950-х Главное бронетанковое управление (ГБТУ) разработало и довело до основных конструкторских бюро, занимавшихся разработкой танков требования к новому среднему танку. Параллельно пересматривались взгляды на использование пехоты, в результате чего был сделан вывод о том, что для пехоты нужна новая боевая машина, на которой мотострелковые подразделения смогут действовать в боевых условиях совместно с новыми танками. В соответствии с этой концепцией научно-техническим комитетом (НТК) ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (г. Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск (ВА БТВ) в конце 1950-х годов было разработано техническое задание (ТЗ) на перспективную боевую машину

Согласно этому ТЗ боевая машина для пехоты должна иметь:

- проходимость и маневренность, не уступающие перспективным средним танкам, с которыми взаимодействуют мотострелки;

- вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;

- возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и быстро спешиваться при необходимости;

- бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600-800 м, осколкам мин и снарядов, а также защиту от ОМП;

- радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь, как с командиром своего подразделения, так и с танками;

- средства маскировки;

- приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.

Концепция использования новой машины предусматривала, что при встрече с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника десант должен был спешиваться на удалении около 600 м от переднего края обороны (т.е. на предельной дальности стрельбы РПГ), а БМП - передвигаться от укрытия к укрытию в готовности оказать поддержку огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. БМП усиливали бы боевые порядки пехоты в обороне, а также могли бы совместно с танками действовать во встречном бою и при отражении контратак. Видимо поэтому большое значение придавалось составу комплекса вооружения новой БМП и особенно его возможностям по поражению танков противника. Скорее всего, здесь сказалось желание учесть опыт 1941 года, когда обороняющимся стрелковым подразделениям не хватало противотанковых средств для отражения атак немецких танков. По сути, БМП при наступлении в пеших порядках и в обороне, выполняли ту же задачу, что и танки непосредственной поддержки пехоты периода конца 1920-х начала 1940-х годов.

Разработку БМП было решено организовать на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро. В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова, КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова, небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Кроме того, к работе было подключено большое количество НИИ. Был выполнен ряд научно-исследовательских работ и конструкторских проектов.

К моменту формирования тактико-технических требований (ТТТ) для будущей БМП стало ясно, что создаваемые всеми участниками конкурса машины будут иметь один и тот же комплекс вооружения в соответствии с требованиями армии. Этот комплекс вооружения был разработан КБ «Приборостроения» (КБП) в Туле. Он монтировался в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось новое гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9.

В те времена во многих странах мира предпринимались попытки установить на легкую бронетехнику различные типы гранатометов или безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за образования при выстреле реактивной струи, направленной в обратную сторону. Тульские оружейники нашли способ решения этой задачи и создали компактное орудие, стреляющее реактивными кумулятивными гранатами. С орудием «Гром» в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К14, использующий ПТУР 9М14М «Малютка». Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель осуществлялось с места наводчика-оператора без выхода из башни. Такой состав комплекса вооружения обеспечивал по тем временам будущей БМП. очень высокую огневую мощь для относительно легкой бронированной машины. К тому же броня башни в лобовых проекциях обеспечивала защиту от попадания 20-мм снарядов автоматических пушек стран НАТО.


бмп 1 история создания

Первый официальный показ БМП-1 на параде - машины 339-го гвардейского мотострелкового полка на Красной площади. 7 ноября 1967 года (РГАКФД).


И если с составом комплекса вооружения все к началу 19б0-х было более или менее понятно, то по компоновке самой БМП в различных КБ и НТК ГБТУ однозначного решения принято не было.

На этапе выработки концепции разработчиками были предложены несколько образцов принципиально различающихся по конструкции. Так, например, предлагались гусеничные, колесные варианты и комбинированные - колесно-гусеничные. Некоторые из них были построены в единичных экземплярах для проведения сравнительных испытаний. Но еще до окончательного решения, какой из представленных проектов принять за основу, в декабре на заседании ГКОТ (Государственный комитет по оборонной технике. Прим. автора) в Москве, принимается решение о строительстве будущей БМП на Челябинском тракторном заводе. Об этом повествует запись в дневниках конструктора танков А.А. Морозова. «14.12.62. Москва. Время 10-00. Остро встает вопрос о реактивных снарядах для танка. Это мнение Хрущева. Этими вопросами занимаются несколько НИИ. Вопросами установки PC в подводные лодки занимается п/я 727 «Валик» (9 Управление ГКОТ) Главный конструктор Петров Владимир Петрович.

Решение:

2. ЧТЗ делает БМП-1. Сроки: техпроект - второй квартал 1964 года; готовый заводской образец - первый квартал 1965 года; полигонные образцы - четвертый квартал 1965 года.».

В начале 1960-х годов участвовавшие в конкурсе КБ представили свои технические проекты и «выполненные в металле* образцы. Большинство из них было готово к испытаниям уже в 1961 году, и были доставлены на полигоны в Ржевке и подмосковной Кубинке. Две машины были разработаны в стенах Волгоградского тракторного завода - «объект 911» и «объект 914» под руководством И.В. Гавалова. КБ Брянского автозавода представило колесную (с колесной формулой 8x8) БМП «объект 1200». КБ Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск) совместно с учеными ВА БТВ разработали и представили на конкурс проект необычной колесно-гусеничной БМП на оригинальном шасси «объект 19».

От СКБ «Курганмашзавода» на конкурс представлялась машина «объект 659». Некоторые источники утверждают, что этот завод представил на конкурс "объект 609" «с колесным шасси и гусеничным приспособлением». Однако вот как описывает этот момент, ведущий конструктор проекта БМП в КБ «Курганмашзавода» Феликс Григорьевич Барон: «Приходит указание разработать проект боевой машины пехоты. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором участвовали кроме КМЗ, Челябинский тракторный завод, Волгоградский тракторный завод, еще кто-то.

Меня назначили ведущим конструктором по разработке проекта БМП. Новому объекту присвоили индекс 659. Челябинцы всю жизнь занимались бронированными машинами, а у нас опыта - нуль. Но отказаться нельзя. Начали делать. Усенко (Усенко Николай Игнатьевич - в то время главный конструктор КБ «Курганмашзавода». - Прим. автора) посчитал, что КМЗ вряд ли будет когда-нибудь производить БМП, ведь выпуск артиллерийского тягача (АТС-59. Прим. автора) налажен, все идет нормально, зачем ломать то, что с такими усилиями создано? На техническом совете в Москве в министерстве оборонной промышленности, когда обсуждались проекты, и решался вопрос, какой из них лучше, Усенко даже отказалась выступать и поручил это сделать мне. Замминистра Махонин, узнав об этом, встал и спросил у собравшихся генералов, не против ли они, что вместо главного конструктора КМЗ выступит ведущий конструктор проекта? Те согласились. Мне пришлось выступать. Я, конечно, речью не блистал. Молодой был, волновался очень - как никак полный зал генералов передо мной сидел. Конечно, наш проект был далек от совершенства».

Ниже я еще остановлюсь на этом проекте. О колесно-гусеничном проекте БМП «Курганмашзавода» ведущий конструктор даже и не упоминает.

Что же представляли собой другие представленные на конкурс проекты?

«Объект 1200» КБ Брянского автозавода представлял собой колесную БМП на специальной базе. Корпус и башня машины, сварные из катаных броневых листов. Толщина брони лобовых проекций достигала 60 мм. В движения по воде машина была оснащена водометными движителями с рабочими колесами от водометов плавающего танка ПТ-76. Силовая установка с обслуживающими системами размещена в кормовой части слева. Десант размещался спереди и сзади боевого отделения. Для его выхода в корме машины была оборудована дверь.

Подвеска - индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивает изменение клиренса машины. Колеса передних двух осей - управляемые. Шины широкопрофильные с централизованной подкачкой. Боевое отделение с одноместной башней разработки тульского КБП.

«Объект 911» разработки КБ Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора И.В.Гавалова представлял собой колесно-гусеничную машину. Она имела специальную базу. Корпус и башня, сварные из катаных броневых листов. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части машины. БМП имела два движителя. Первый - колесный с независимой гидропневматической подвеской с четырьмя колесами. Два задних колеса были ведущими, а два передних - управляемыми. Второй движитель - полноразмерный гусеничный, с пятью опорными и двумя поддерживающими катками на борт. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Для перехода с одного движителя на другой машину необходимо было остановить и опустить, либо поднять колеса. Эта операция осуществлялась в течение 1,5-2 минут. Для движения по воде использовался водометный движитель. Скорость движения на гусеницах достигала 57 км/ч, а на колесах -более 100 км/ч, скорость машины на плаву достигала 10 км/ч.

Вооружение «объекта 911» полностью аналогично другим опытным машинам, представленным на конкурс и принятой на вооружение серийной БМП-1.

«Оъект 914» также был разработан на Волгоградском тракторном заводе. Машина разрабатывалась на базе узлов и агрегатов плавающего танка ПТ-76 и представляла собой гусеничную БМП с активным размещением десанта. Корпус сварной из катаных листов стальной брони обеспечивал защиту от пуль и осколков. Боевое отделение с комплексом вооружения в башне аналогично тому, что установили на принятую позднее на вооружение БМП-1. Экипаж машины состоял из двух человек (механик-водитель и наводчик-оператор), десант восемь человек, из них двое размещались справа и слева от механика-водителя и имели шаровые опоры для стрельбы из пулеметов в переднюю полусферу Остальные десантники размещались вокруг боевого отделения и имели амбразуры для стрельбы из индивидуального оружия.


бмп 1 история создания

Грозное оружие БМП-1 -73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» и ПТУР 9М14М «Малютка». Учения Советской Армии начала 1970-х годов (АСКМ).


Моторно-трансмиссионное отделение с механической трансмиссией было размещено в кормовой части корпуса у левого борта. По правому борту в кормовом отделении был оборудован выход для десанта через дверь в корме. Силовая установка с дизельным двигателем мощностью 300 л.с. обеспечивала машине максимальную скорость 65 км/ч при движении по дорогам, а на воде до 10 км/ч. Движение на воде обеспечивалось с помощью двух водометных движителей, конструкция которых была позаимствована от плавающего танка ПТ-76.

Проект колесно-гусеничной БМП «Оъект 19», созданный на Алтайском тракторном заводе, как и волгоградский «объект 911» отличался своей оригинальностью в выборе шасси. Конструкция ходовой части представляла собой колесное шасси (4 х 4) с вспомогательным гусеничным движителем, расположенным между передней и задней парами колес. Гусеничный движитель служил, в основном, для повышения проходимости. Для его использования он опускался на грунт, но в отличие от волгоградского проекта, это можно было осуществлять как на месте, так и на ходу и за меньшее время - всего за 15-20 секунд. В конструкции гусеничного шасси были использованы полые катки от плавающего танка ПТ-76. Движение на плаву осуществлялось за счет двух водометных движителей реактивного типа.

Машина имела сварной корпус, из катаных листов броневой стали. В передней части слева было расположено место механика-водителя, справа от него находилось место командира, для посадки которых имелись люки в крыше корпуса. В середине машины располагалось боевое отделение, точно такое же, как и на всех других проектах, представленных на конкурс в соответствии с требованиями ТТТ. Места для пехотинцев располагались вокруг боевого отделения. Выход десанта осуществлялся через люки на крыше корпуса, расположенные за боевым отделением. Моторно-трансмиссионное отделение с двигателем водяного охлаждения мощностью 300 л.с. размещалось в корме машины.

В КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова первоначально отрабатывался проект гусеничной боевой машины "объект 764", выполненной на основе шасси опытного полярного вездехода (может отсюда и пошла знаменитая байка о женщине-конструкторе? - Прим. автора). В предлагаемой машине моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней ее части посредине, за ним располагались отделение управления, боевое и десантное отделения. Выход десанта из машины предусматривался через кормовые двери и через люки в крыше корпуса. Для движения машины на плаву предусматривалась установка двух водометных движителей. Боевое отделение с комплексом вооружения такое же, как и на всех других проектах, представленных на конкурс. Однако этот проект челябинских конструкторов не прошел. Он был доработан, причем некоторые моменты были позаимствованы от проектов других КБ.

Вспоминает ведущий конструктор проекта БМП в КБ «Курганмашзавода» Феликс Григорьевич Барон:

«Наш проект был далек от совершенства. Размещение десанта у нас планировалось как в бронетранспортере, а у челябинцев как во французской БМП «Гочкис» (имелся ввиду БТР ТТ6 Hotchkiss. - Прим. автора), но зато мы защитили спину пехоты от альфа-излучения. Двигатель челябинцы установили ТД-б, а мы УТД (универсальный танковый двигатель). Машина должна была плавать, быть пригодной для авиадесантирования, габаритами подходящей для железнодорожных перевозок, иметь соответствующую скорость, вооружение и т.д. Но раз опыта у нас было мало, отсюда и недостатки в проекте. У челябинцев вес машины получился 10 т., у нас - 13 т.. Какой-то генерал встает и спрашивает, какой вес у ЗИПа (запасной инструмент и принадлежности). У челябинцев - 60 кг, у нас -130 кг. В зале недоверчиво засмеялись: уж слишком легкий у ЧТЗ ЗИП. В результате у челябинцев вес машины получился все-таки в 13 тонн. И корпус они взяли наш. Но победили они».

Доработанный проект П.П. Исакова получил обозначение «объект 7б5», впоследствии и ставший знаменитой БМП-1. Кстати, Павел Исаков на конкурс представил еще один вариант БМП с так называемым «активным размещением десанта». На этой машине башня была смещена несколько назад к корме корпуса, а впереди нее, на крыше корпуса, монтировались поворотные пулеметные установки. Стрельба из них осуществлялась членами десанта изнутри корпуса машины. Однако этот вариант БМП конкурс не прошел.

Итак, победу в конкурсе на БМП одержало челябинское КБ под руководством Павла Исакова. Но надо заметить, что многие принципиальные технические решения, предложенные специалистами из Кургана и Волгограда, тоже вошли в окончательную конструкцию БМП-1.

И если с проектом новой машины более-менее все стало понятно, то решение о принятии БМП на вооружение сухопутных сил вызвало большие дебаты. По мнению многих высокопоставленных военачальников БМП считалась чрезвычайно дорогостоящей машиной для пехоты. К этому времени, как в СССР, так и в НАТО, стали постепенно отходить от ставок на широкомасштабное применение ядерного оружия в будущей войне. А в условиях применения только обычных средств поражения, предпочтительнее считалось вооружать пехоту более дешевыми колесными БТР-6ОПБ, имеющими почти такую же защищенность, как и БМП. В конце концов, пришли к мнению, что с принятием на вооружение БМП следует пересмотреть и некоторые вопросы тактики действий мотострелковых подразделений.

Официально на вооружение «объект 765 Сп.1» под наименованием БМП-1 был принят в 1966 году. Компоновка БМП-1 впоследствии стала классической для мировой практики создания машин этого класса. Она отвечает требованиям защищенности от огня стрелкового оружия и малокалиберных автоматических пушек в лобовых проекциях, уменьшения силуэта машины для снижения ее заметности и максимального использования складок местности для укрытий на поле боя и обеспечения удобной высадки десанта в сторону кормы.

Но еще до официального принятия на вооружение партия машин проходила войсковые испытания в 1965 году в 339-м гвардейском мотострелковом полку 120-й гвардейской Рогачевской танковой дивизии Белорусского военного округа. Об этом - несколько ниже.

Первые машины такого класса в армиях стран НАТО появились только спустя пять лет. Это была немецкая БМП «Мардер». Еще через два года БМП АМХ-10 появилась в армии Франции.


бмп 1 история создания

Карта сайта

"Фронтовая иллюстрация" 2 - 2008 г.

 
     
     
Сайт управляется системой uCoz