бмп

Боевая машина пехоты (БМП)

- является гусеничной боевой машиной, с мощным вооружением, броневой защитой, обладающей высокой маневренностью. Она предназначена для повышения мобильности, вооруженности и защищенности мотострелковых подразделений, действующих на поле боя.

Микроавтобусы

Заказ микроавтобуса с водителем 495 772-19-40

БМП 1
БМП 2
БМП 3

БМП — сравнительно молодой тип бронетанковой техники. Первую — советскую БМП-1 — приняли на вооружение в 1966 году, через пятьдесят лет после появления танков.

Сейчас уже невозможно представить себе даже самый незначительный бой без участия боевых машин пехоты, но для того, чтобы это произошло, понадобилось не одно десятилетие, после того как на поле появились бронированные машины - танки. Идея перевозить пехоту под защитой брони впервые была воплощена в Великобритании еще в 1917 году. Однако широкого применения тогда эта машина не нашла. Малоподвижная гусеничная повозка не отвечала своему прямому назначению, поэтому было выпущено всего 35 таких машин. Да и подвижность танков того времени не отличалась прытью, пехота ускоренным шагом вполне поспевала за ними.

Бурное развитие этот вид бронетанковой техники получил во второй половине 1930-х годов XX столетия, когда вследствие качественного скачка в танкостроении и других видов вооружений стали изменяться принципы оперативно-тактического использования вооруженных сил. Резкий рост их боевой эффективности подтолкнул талантливого советского полководца В. К. Триандафиллова в конце 1920-х годов обосновать и разработать основные положения теории глубокого боя и операции.

К середине 1930-х годов в Советском Союзе новые способы ведения вооруженной борьбы были отработаны уже практически на ряде военных учений. Ведение глубокого боя и операции предусматривало, после одновременного подавления противника на всей глубине его оперативного построения, прорыв тактической зоны обороны танками и пехотой, с последующим стремительным развитием тактического успеха. Поскольку при действиях пехоты только в пешем порядке, ни о какой стремительности не может идти и речи, вспомнили об опыте англичан 1917 года, только на новом качественном уровне.

Германия стала одной из первых стран, где осознали значение совместных действий пехоты и танков в едином боевом порядке. И уже к 1940 году в танковых дивизиях вермахта пехотные подразделения и части были оснащены полугусеничными бронетранспортерами. Пехота таких подразделений получила название «Panzergrenadir». Солдаты на БТР не только транспортировались к полю боя, а зачастую действовали не спешиваясь, перемещаясь на машинах в одном боевом порядке с танками непосредственно за ними, ведя огонь из своего стрелкового оружия.

В армии США тоже последовали примеру немецкой армии. В течение 1941-1945 годов американская промышленность выпустила свыше 40 тыс. полугусеничных БТР, которыми оснащались не только американские бронетанковые и пехотные дивизии, но и бронетанковые части союзных армий, в том числе и Советского Союза.

Однако все эти машины имели общие недостатки, главными из которых были: уязвимость вследствие большой высоты, отсутствие защиты сверху, трудности спешивания пехотинцев, вынужденных в полном снаряжении перепрыгивать через борт, что могло привести к тяжелым травмам.

В 1950-60-е годы принципиально пересмотрена концепция применения пехоты. Ведение войны планировалось с широким его использованием, что могло позволить резко повысить темпы наступления. В связи с этим необходимо было сделать так, чтобы и пехота совместно с танками могла бы действовать на местности, на которой применялось оружие массового поражения. Оставшийся не уничтоженным после применения ядерного или другого ОМП противник должен был поражаться огнем пехоты без выхода ее из боевых машин.

Мотопехотные подразделения должны были вести различные виды боевых действий совместно с танками и самостоятельно в условиях применения не только обычного оружия, но и ОМП. Введение тактического ядерного оружия и тактических высокоточных средств поражения требовало большого рассредоточения боевых порядков при сохранении необходимой огневой мощи даже мелкими подразделениями, то есть наличия у них собственного оружия поддержки. При этом пехотное отделение со штатным вооружением могло бы вести бой с машины или в пешем строю. Таким образом обеспечивалось бы тесное взаимодействие танков и пехоты при наиболее полном использовании сильных сторон обоих родов войск.

Эти положения и послужили основой для появления БМП. Подразделения на этих машинах, двигаясь в едином боевом порядке с танками, помогали бы им обнаруживать и уничтожать противотанковые средства противника, легкие бронемашины, пехоту, вертолеты. При наступлении в пеших порядках и в обороне БМП оказывали бы подразделениям огневую поддержку, выполняя, по сути, ту же задачу, что и танки непосредственной поддержки пехоты (или немецкие штурмовые орудия) начала второй мировой, но БМП отличала бы значительно большая подвижность. БМП не подменяли бы собой танки, а выступали их партнером на поле боя. Являясь одновременно «подвижным окопом» и носителем оружия поддержки, они усиливали бы боевые порядки пехоты в обороне, а также стали бы опорой для танков и мотопехоты во встречном бою и при отражении контратак противника. При наступлении на подготовленную оборону БМП могли высаживать десант на расстоянии, предельном для эффективного огня стрелкового оружия противника и в то же время безопасном от огня РПГ, то есть в 600 — 800 м от переднего края противника. Отсюда минимальные требования к бронированию БМП — защита на этой дистанции от ружейно-пулеметного огня.

В итоге БМП должна была иметь: проходимость и маневренность (удельная мощность двигателя, скорость, запас хода), равные с танками, с которыми взаимодействует мотопехота; вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с бронемашинами противника; возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и при необходимости быстро спешиваться; бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам, осколкам мин и снарядов, а также защиту от ОМП и средства маскировки; радиосредства, обеспечивающие связь как с командиром своего подразделения, так и с танками, приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.

Эти требования были реализованы в БМП первого поколения—советской БМП-1, германской «Мардер», французской АМХ-10Р, югославской М980. Но уже в рамках этого поколения отразились различные подходы к вопросам вооружения, бронезащиты и оперативной подвижности БМП. В частности, произошло их разделение на легкие и «тяжелые» (свыше 20 т).

Одни — БМП-1, АМХ-10Р —обеспечивали защиту только от огня легкого стрелкового оружия и легких осколков, но были авиатранспортабельны и могли с ходу преодолевать водные преграды. Другие защищали от огня крупнокалиберных пулеметов, автоматических 20-мм пушек, тяжелых осколков, обеспечивали более надежное и тесное взаимодействие с танками в условиях поля боя, насыщенного многообразными средствами поражения, но имели меньшую оперативную подвижность и большую стоимость.

Везде, где БМП принимались на вооружение, на их шасси стремились создать целое семейство бронемашин — транспортные, разведывательные, командно-штабные, самоходные минометы, ПТРК и ЗРК, легкие танки или машины огневой поддержки, БРЭМ. Однако по ряду причин, включая экономические и производственные, эти работы практически нигде не были завершены в полном объеме, и указанные типы машин создавались и на других шасси.

Союз Советских Социалистических Республик.

В конце 1950-х- начале 1960-х годов наметилось отставание СССР в создании тяжелых гусеничных бронетранспортеров. В этот период в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры M l13 (США), «Троуджен» (Великобритания), VTT M56 (Франция) и HS-30 (ФРГ). Не отставали от них и нейтралы - шведы приняли свой PbV302, а австрийцы - 4K3F. Все эти машины имели полностью закрытые герметичные корпуса и достаточно мощное вооружение - вплоть до 20-мм автоматических пушек. Тяжелый гусеничный бронетранспортер был и у Советской армии - БТР-50П (в варианте с крышей - БТР-50ПК). Однако эта машина по сравнению с западными аналогами имела слишком большие габариты и крайне неудачную компоновку с передним расположением десантного отделения. По-видимому, по этой причине серьезную модернизацию ее, главным образом в части усиления вооружения, посчитали бесперспективной и пошли по пути создания совершенно нового образца.

По сравнению с БТР-50 новая машина должна была иметь более подходящую для бронетранспортера компоновку с задним расположением десантного отделения и самое главное - быть приспособлена для ведения боевых действий в условиях атомной войны.

Новой машине требовался герметичный бронекорпус и система противоатомной защиты (ПАЗ). В части вооружения русские специалисты ориентировались на наиболее мощные западные образцы, но тут вышла неувязка. Дело в том, что в период правления Н.С. Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных войск не вели, и вооружать новую машину было просто нечем. Было лишь одно орудие, пригодное для этой цели, - 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», позволявшая на дальности до 1000 м поражать бронированные машины того периода, в том числе и танки. Пушку установили на машину, которую приняли на вооружение в 1966 году под обозначением БМП-1, открывшая новую страницу мировой истории развития бронетехники.

Какая-либо стройная концепция боевого применения БМП начисто отсутствовала, и большинство военных придерживалось точки зрения, что эта машина, как и бронетранспортер (БТР), является лишь транспортным средством, позволяющим под прикрытием брони доставлять мотопехоту на поле боя вслед за танками и затем использовать ее для занятия территории. Однако и против них отечественных бронетранспортеров, вооружения никто не возражал, хотя его задачи также четко не были определены. Совершенно очевидно, что вооружение БМП-1 имело ярко выраженную противотанковую направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили только противотанковые кумулятивные снаряды, а в качестве дополнительного вооружения на машине был размещен противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Для поддержки же спешенной пехоты у «боевой машины пехоты» оставался лишь 7,62-мм пулемет ПКТ (для сравнения - у БТР-60ПБ их было два: 14,5-мм и 7,62-мм). Осколочную гранату ввели в боекомплект только в 1973 году, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Кроме того, следует отметить, что на БМП-1 отсутствовал стабилизатор вооружения, и вести прицельный огонь с хода всеми видами боеприпасов было невозможно.

Однако вернемся в начало 1960-х годов. К реализации идеи БМП постановлением Совмина СССР было подключено большое количество НИИ и КБ.

В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) под руководством И.В. Гавалова и КБ Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) под руководством П.П. Исакова, а также небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Было разработано несколько образцов: гусеничных, колесных, полугусеничных и колесно-гусеничных. Все они были плавающими, имели одинаковое вооружение и уровень защиты. В 1964 году на испытания поступили опытные БМП: гусеничная ЧТЗ (объект 765), колесно-гусеничная Алтайского тракторного завода (объект 19), колесная Брянского автозавода (объект 1200), а также БМП, созданные в КБ ВгТЗ: гусеничная (объект 914) и колесно-гусеничная (объект 911). Лучшим был признан челябинский образец.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 25 декабря 1964 года Челябинский тракторный завод в 1965 году должен был выпустить 50 БМП установочной партии. Фактически же к концу года было изготовлено только 19 боевых машин, которые проходили войсковые испытания в 339-м гвардейском мотострелковом полку 120-й гвардейской Рогачевской танковой дивизии Белорусского военного округа. 1-й мотострелковый батальон полка после получения новых боевых машин был переименован в 1-й броневой батальон.

Финальным аккордом войсковых испытаний стали батальонные тактические учения, на которых присутствовало несколько десятков конструкторов и военачальников.

После принятия на вооружение встал вопрос о развертывании серийного производства. К этому времени стало очевидно, что рассматривать ЧТЗ в качестве головного предприятия по выпуску БМП-1 нельзя. Сорокатысячный коллектив ЧТЗ изготавливал 25 тыс. тракторов в год. Освоить параллельно с этим массовое производство БМП завод был не в состоянии. Поэтому для крупносерийного выпуска новой машины выбрали Курганский машиностроительный завод (КМЗ), на котором производили гусеничные артиллерийские тягачи АТС-59. От выпуска этих машин предприятие освободили. В 1965 году ЧТЗ передал на КМЗ копии конструкторской и технологической документации по БМП-1. На КМЗ, не выпускавшем ранее бронетанковой техники, была проделана большая работа по созданию и освоению новых технологических процессов и оборудования для сварки, тепловой резки, холодной и горячей штамповки, термической и механической обработки броневой стали. Практически с нуля создали бронекорпусное производство. Тем не менее вплоть до 1971 года корпуса и башни поступали из Челябинска. В 1967 году Генеральный штаб Вооруженных сил СССР сообщил Совмину и Госплану, что, по его расчетам, потребность войск в новом виде боевой техники составляет 70 тыс. единиц! Правда, в заявке Министерства обороны на 1971-1975 годы, подписанной маршалом Гречко, количество БМП-1 уменьшилось до 27250 штук. Но и эту заявку промышленность была не в силах выполнить. Совмин поручил Госплану и Госкомитету по внешним экономическим связям провести переговоры с ПНР и ЧССР об организации производства БМП-1 в этих странах специально для СССР. При этом предусматривалось, что в 1971-1975 годах Советский Союз готов закупить в ПНР 2500, а в ЧССР -22250 БМП. Чехи предложение приняли, а поляки отказались. В результате в ЧССР были созданы мощности и начаты поставки в СССР по 500 БМП-1 ежегодно. В конечном итоге пятым пятилетним планом на 1971-1975 годы было предусмотрено изготовление 12061 БМП-1, что составляло 44% от заявки Министерства обороны. Впрочем, заявка на 1976-1980 годы была не более реалистичной, чем первая - 21500 БМП. Похоже, что Вооруженные силы и экономика страны существовали в разных измерениях.

Это и стало основой для появления в СССР нового класса боевых бронированных машин - боевых машин пехоты (БМП). В соответствии с тактическими взглядами того времени речь шла о создании легкой, массовой, высокоподвижной, полностью закрытой машины высокой проходимости, защищающей экипаж и десант от огня стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов, противостоящей поражающим факторам ядерного взрыва и позволяющей мотострелковым подразделениям быстро преодолевать водные преграды и зараженные участки местности вместе с танковыми частями.

Боевая машина пехоты состоит из броневого корпуса с башней, вооружения, силовой установки, силовой передачи, ходовой части, электрооборудования, средств связи и спецоборудования (системы защиты, противопожарного оборудования — ППО и системы термодымовой аппаратуры — ТДА). Внутри машина разделена на отделения: управления, силовое, боевое и десантное.

Карта сайта    
     
     
Сайт управляется системой uCoz